Декабрь 19 2018, Среда
Главная / Новости компаний / «Газпром нефть» инициировала введение в России международного стандарта по бункеровке СПГ-топливом (КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ)

«Газпром нефть» инициировала введение в России международного стандарта по бункеровке СПГ-топливом (КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ)

Москва, 5 дек — ИА Neftegaz.RU. «Газпромнефть Марин Бункер» — оператор бункерного бизнеса «Газпром нефти» — инициировал внедрение в практику российского судоходства стандарта ISO 20519:2017 «Суда и морские технологии. Требования к бункеровке судов, использующих сжиженный природный газ в качестве топлива».

Об этом сообщила пресс-служба «Газпром нефти».

 

Документ зарегистрирован в Федеральном информационном фонде стандартов.

Основа регламента — международный стандарт 2017 г. для судов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ).

Принятый документ фиксирует основные требования к судам-бункеровщикам и бункеруемым судам, использующим в качестве топлива СПГ.

 

В частности, стандарт:

— регламентирует технологические процессы и процедуры бункеровки СПГ;

— описывает требования к конструкциям систем передачи топлива;

— определяет рекомендации по обучению персонала, подготовке отчетности и документации.

 

Гендиректор «Газпромнефть Марин Бункера» А. Васильев отметил: «Сжиженный природный газ имеет значительный потенциал в качестве судового топлива благодаря своим экологическим характеристикам и экономической эффективности использования. Ежегодно доля коммерческих судов, работающих на газомоторном топливе, будет увеличиваться, что потребует активного развития инфраструктуры СПГ-бункеровки. Внедрение нового стандарта в России фактически является отправной точкой по формированию в нашей стране нового сегмента бункеровки судов экологичным газомоторным топливом».

 

Напомним, что в 2020 г. ожидается введение новых требований МАРПОЛ по содержанию серы в топливах — не выше 0,5% для всей акватории Мирового океана.

В средне- и долгосрочной перспективе ключевую роль на бункерном рынке станет играть сжиженный природный газ, отвечающий требованиям конвенции МАРПОЛ как по содержанию серы, так и по концентрации соединений азота.

 

В рамках реализации потенциала бункерного бизнеса «Газпром нефти» компания «Газпромнефть Марин Бункер» разрабатывает уникальный для отрасли проект строительства первого в России СПГ-бункеровщика, а также участвует в формировании законодательной и разрешительной базы для выполнения СПГ-бункеровок в российских портах.

 

Комментарии экспертов:

 

Пронин Евгений Николаевич, заместитель начальника Управления по газификации и использованию газа ОАО «Газпром», старший партнер Информационного портала в области использования природного газа на транспорте metan4u:

«По данным портала Ship Technology (со ссылкой на доклад агентства Deloitte), в настоящее время мировой флот работающих морских судов на СПГ насчитывает около 120 единиц. Еще около 130 кораблей различного класса заказаны и находятся в стадии строительства. По информации различных источников, в эксплуатации находятся ещё 30 – 50 речных судов на сжиженном метане. Главным образом в Китае.

Россия — первая страна мира, в массовом порядке применявшая газ на водном транспорте ещё более 80 лет (!) назад. К сожалению, эта тема была свернута, и мы возвращаемся к ней только сейчас.

 

Вопрос о том, есть ли у СПГ перспективы в качестве судового топлива в России, нужно рассматривать скорее, как риторический. Ответ на него очевиден. Для России СПГ — очень перспективное судовое топливо. Совершенно ясно, что его внедрение будет проходить в условиях жесточайшей конкуренции. Однако сомневаться в том, что СПГ найдет дорогу на суда нет оснований. Хотя бы уже только потому, что эта проблема попала в поле зрения федеральных органов исполнительной власти и включена в проект государственной программы газомоторизации транспорта. Строится первый корабль на этом виде топлива».

 

Егоров Геннадий Вячеславович, генеральный директор Морского инженерного бюро:

«Перспективы у СПГ в качестве судового топлива в России конечно есть, поскольку наша страна добывает и продает природный газ. Было бы странно не использовать свои возможности еще и в этом направлении бизнеса. Кроме того, сегодняшний интерес к использованию газа в качестве топлива на морских судах инициирован всевозрастающими международными требованиями к выбросам от судовых двигателей. Наиболее жесткие ограничения установлены для Районов Контроля Выбросов (Emission Control Areas — ECA), к числу которых сейчас относят Балтийское и Северное моря,  а это, вообще говоря, зона деятельности наших судовладельцев.

 

Если говорить о плюсах и минусах СПГ как судового топлива, то к положительным моментам однозначно можно отнести то, что газ позволяет полностью исключить выброс окислов серы и твёрдых частиц, снизить на 90% выбросы окислов азота и уменьшить выбросы CO2 на 30%.  Кроме того, СПГ топливо дешевле дизельного топлива и может быть дешевле мазута.

 

Главная же трудность при использовании СПГ на судах — сравнительно большое пространство, требуемое для криогенных емкостей. В сравнении с нефтяным топливом равное по энергетическому содержанию количество СПГ требует примерно в 1,9 раза большего объема. С учетом теплоизоляции емкости требуемый объем возрастает примерно в 2,3 раза. В случае установки емкостей для хранения СПГ внутри корпуса судна, требуемый объем может увеличиться в 4 раза. На сухогрузных судах и судах вспомогательного флота это возможно только за счет уменьшения размеров грузовых трюмов (или полезных подпалубных объемов).

 

Еще один пока существенный недостаток на сегодняшний день – отсутствие инфраструктуры для бункеровки СПГ и судов-бункеровщиков СПГ. Так, отсутствие инфраструктуры на реке не позволило судовладельцам определить стоимость СПГ как топлива. Для примера, еще 3-4 года назад были озвучены соотношения цен СПГ/дизельное топливо примерно как 0,50, а сегодня оценки уже 0,70. Понятно, что при удельной цене на мазут примерно 0,60 (предположим для мазута с уменьшенным содержанием серы в будущем 0,80) и при увеличении строительной стоимости судна — газохода по сравнению с аналогом, работающим на тяжелом топливе, на 10-15% экономического смысла в строительстве, например, танкеров смешанного река-море плавания — газоходов — не будет. Кроме того, существует альтернатива СПГ топливу — малосернистое топливо плюс скруббер или дизельное топливо, да и далеко не все суда все время работают в ECA — выбор остается за судовладельцем».

 

Буянов Александр Сергеевич, заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ», к.э.н.:

«Перспективы СПГ в качестве бункера конечно же в России есть. Первые шаги для этого уже сделаны. Так, ПАО «Совкомфлот», не дожидаясь создания в России бункеровочной инфраструктуры СПГ, осуществляет постройку танкеров дедвейтом 114 тыс. тонн, которые будут использовать СПГ как топливо. Суда будут работать на линии Приморск – Роттердам. Бункеровку на данном этапе осуществляет Shell  в порту Роттердам. Но задача организации бункеровки СПГ в российских портах поставлена. Это бы в значительной степени  позволило расширить географию работы судов.

 

Другим стимулирующим фактором являются планы ФГУП «Росморпорт» по строительству современных железнодорожных паромов для линии Усть-Луга – Балтийск и линейных ледоколов мощность 12-14 МВт, работающих на СПГ. Будем надеяться, что к 2021 г. проекты по созданию бункеровочной инфраструктуры СПГ в Финском заливе будут реализованы.

 

Другим регионом, где СПГ как бункер может стать реальность – это порт Сабетта. Компании «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» рассматривают возможность перевода на СПГ буксирного флота. ФГУП «Атомфлот» проектирует ледокол на СПГ мощностью 40 МВт как раз для Обской губы.

В целом все это подтверждает реальность использования в России СПГ в качестве бункеровочного топлива!»

 

Самсонов Роман Олегович, д.т.н., профессор, Руководитель направления «Газ и Арктика», ЭнергоЦентра Сколково:

«Природный газ как моторное топливо имеет достаточно высокие экологические характеристики по сравнению с большинством традиционных жидких видов топлива, уступая, наверное, только топливу ближайшего будущего — водороду. При этом Россия обладает крупнейшими из разведанных запасов природного газа в мире. Географически большинство этих запасов расположено в Арктической зоне, в частности, на Ямале, и при создании на нем крупнейших производств сжиженного природного газа, с большими перспективами развития ресурсной базы, оказалось, что это позволяет не только наладить доставку СПГ как товара до большинства крупнейших мировых центров потребления, но и обеспечить фактически местным топливом большую часть судов обслуживающих и работающих в зоне СМП. По Баренцево-ЕвроАрктическому транспортному коридору может транспортироваться от 15 до 30 мл тонн в год, Азиатско-Тихоокеанскому коридору также от 15 до 50 млн тонн в год по самому СМП как коридору от 15 до 50 мл тонн в год. Это колоссальный объем и перспективы. Правда, для этого необходимо развитие инфраструктуры бункеровки и перегрузки, что собственно успешно и делается, такими компаниями как Новатэк, например».

 

Смотрите также:

Процесс пошел. Экспортная пошлина на нефть в России с 1 января 2019 г. снизится на 1/3

Москва, 17 дек — ИА Neftegaz.RU. Экспортная пошлина на нефть в России с 1 января 2019 г. составит 89 …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *